пятница, 1 июля 2011 г.

Особенности судейства в Таиланде

Чем больше времени ты проводишь среди тайцев, тем явственнее понимаешь, какая огромная пропасть разделяет Запад и Восток, и киплингское «East is East, and West is West, and never the twain shall meet» приобретает для тебя вполне практический смысл, когда ты принимаешь решение начать выступать на стадионах Таиланда.

 
Европейцы, считающие муай тай лишь версией кикбоксинга, в котором разрешены удары локтями и коленями, сильно ошибаются.
Тайский бокс пропитан традициями, как тюремный торт сгущенкой, и следование этим традициям- необходимое условие успеха в Королевстве.

И если Вай Кру, сопровождающую бои музыку, «запрет на женщин в риге», монгколы, татуировки и прочее можно воспринимать как элемент  экзотики, то разница в восприятии тайскими судьями и их западными коллегами происходящего в ринге экшена может привести к тому, что после месяцев упорных тренировок и отказа от разнообразных развлечений, на которые так щедр Таиланд, вы раз за разом будете оказываться по ноздри в гуано.

Диана аккомпанирует бойцам на Бангла Стэдиум

Я держу в руках официальный буклет одного из самых престижных стадионов Таиланда- Лумпини. Вот что он говорит о том, как определяется победитель в соревнованиях по Муай Тай:

- боец, который использует оружие Муай Тай (удары коленями, локтями, руками и ногами) в соответствии с правилами и который наносит противнику больше повреждений или больше ослабляет его считается победителем;

- боец, который использует оружие Муай Тай в соответствии с правилами и который явственно причиняет противнику больше боли, считается победителем;

- боец, который использует оружие Муай Тай и наносит больше рассечений или ставит больше синяков, считается победителем;

- боец, который делает больше движений, считается победителем;

- боец, который способен защищать себя, бить в ответ, когда бьют его и способен избегать ударов в соответствии с техникой муай тай, считается победителем;

- боец, который не нарушает правила или допускает меньше нарушений, считается победителем.

Трудовые будни
Другими словами, судьи и зрители хотят видеть агрессивных, мощных бойцов- и им не так важно, сколько результативных ударов ты нанес, важнее- какие это удары.

Судьи и зрители хотят видеть «технику муай тай», что на понятном языке значит: круговой удар ногой в корпус, колени в клинче, скрутки, броски и летящего на пол противника.

Судьи и зрители не хотят видеть западного бокса- можно пробивать раз за разом серии  руками прямо в чугунную башку своего смуглого противника, но один раз за раунд он воткнет колено в корпус и швырнет тебя на пол под восторженное «оу- э-эй!» своих секундантов и раунд будет заcчитан в его пользу.

Тайцы обожают клинч- и, главное, знают в нем толк.

Иностранцы в подавляющей массе своей не понимают его особенностей и не умеют клинчевать, так же, как- с точки зрения тайцев- работать коленями и локтями.

Научиться клинчу тяжело; потерять навык проще простого. Чтобы быть в нем успешным необходимо постоянно практиковаться с лучшими в условиях реального боя.

Это, кстати, одна из основных причин, по которой самый известный на Западе представитель  муай тай- Буакао- уже лет пять не боксирует дома.
И он сам, и его менеджер Пор Прамук хорошо понимают, что после боев с иностранцами выйти на ринг в Таиланде значит неминуемо проиграть, а расходовать понапрасну такой ценный материал весьма нерентабельно.

Второй важный ньюанс это юридическая сторона вопроса. 

Единственный путь на стадионы Королевства для иностранца лежит через какой- либо местный лагерь. Найти лагерь, который будет учитывать твои интересы, задача не простая, особенно принимая во внимание языковые и мировоззренческие барьеры а также специфику законодательства.

Один пример- в обязательственно- правовом кодексе (contract law) Королевства Таиланд есть раздел, посвященный тайскому боксу, содержащий положение о том, что лагерь, к которому приписан боксер, имеет право на вознаграждение в размере до 50% от его гонорара.   
Единственный выход- это выкупить у менеджера свой контракт, но цена вопроса обычно прямо пропорциональна ценности бойца.

Уже упоминавшийся Буакао, приезжая на Пхукет к подружке, каждый раз клянет алчность своего менеджера и мрачную дыру, в которой он вынужден тренироваться, чтобы давать возможность полчищам иностранцев фотографироваться с их героем, но не может сделать ничего и вынужден ждать лишь окончания карьеры, чтобы начать дышать полной грудью.

Лагерь Пор Прамука

Однако для любого бойца, собирающегося сделать серьезную профессиональную карьеру, тайские лагеря это обязательный этап, миновать который, скорее всего, не получится.

Вечеринка в лагере Пор Прамука

Помните только о том, что моторесурс ваш имеет предел, и подходите к подобным авантюрам с умом.


И еще помните, что если походить к подобным авантюрам с умом, добиться успеха а муай тай на его родине, скорее всего, не получится.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Серега , все супер! Ты красавец. От души тебе за этот блог. Правда на некоторые вещи я чувствовал иначе , после месяца в лагере я вообще не относился к тайцам как к тайцам , а просто как к равным соклубникам. Сильным , слабым , разным..Клинч при наличии хорошей физухи , функционалки и пластики , вещь достаточно простая. Например-Оверим , пример горотескный но ясный. Мой старший товарищ по сборной в Тае , немец Майк тоже именно в клинче рвал . Я честно говоря думаю , что после такого лагеря надо ставить жирную точку - боем с тайцем . Во всяком случае я не мог оба раза уехать без этого .

Миша Гера

Filosof комментирует...

...Согласен, но единичные случаи только подтверждают правило. Поставь рядом пятьдесят четырнаднацатилетних подростков из Европы со стажем тренировок в три- четыре года и столько же тайских- и заставь их биться пять раундов. Результат , думаю, легко предсказуем. А где ты тренировался, Миш, и где бился? В столице?