Самый лучший способ узнать, чем живет Нигерия, это попытаться проехать по стране на машине.
Впереди лежала Биафра.
Наш местный товарищ, когда я предложил ему прошвырнуться по его исторической родине 800 километров на автомобиле, сначала засмеялся, подумав, что я шучу, потом напрягся, поняв, что я говорю серьезно, а поcле задумался, в тщетной попытке найти повод «съехать» с участия в этой сомнительной затее.
Единственное, впрочем, чего он добился своим неуверенным бормотанием о захвате белых заложников, отсутствии бензина, дорог, воды и ваще всего, было согласие отправиться в путь не на «BMW» X5, который нашему верному чернокожему другу было очень жалко, а на «Peugeot» 307, которое он жалел несколько меньше.
Март в Нигерии |
Во время поездки по дорогам Нигерии Via est vita древних приобретает совершенно другой – гораздо более драматичный, смысл.
Скорость движения - 80 км/ч |
Дороги черного континента также бесхитростны и беспощадно просты, как и все в Африке, и в полной мере дают представление о жизни 96 процентов населения, не имеющих доступа к нефтяной кормушке.
Столица штата Коги |
Само дорожное покрытие –там, где оно есть - вполне приличные, подвох лишь в том, что то и дело участки идеально гладкого шоссе, по которому наш вездесущий пыжик несся со скоростью 160 километров в час, без малейшего намека сменялись жуткими ямами, глубиною добрых полтора метра.
И как только вы останавливаетесь, чтобы оценить размер ущерба после вытряхивающего душу удара, на вас набрасываются многочисленные торговцы. Мысль о том, что это именно они, падлы, в виде маркетингового хода раскурочили дорогу, вызывает дикое желание треснуть им этими блюдами с бананами и орехами по голове.
...европейцу бывает нелегко осознать очевидный факт того, что в этих краях в дороге ты сам по себе. На тысячи километров вокруг тебя нет кавалерии в виде скорой, пожарных и полиции, и даже если сотовый поймает поле, звонить один фиг будет некому.
буш |
Если у тебя спустило колесо или заклинил двигатель за тобой не приедет погрузчик, если твою Honda придавит какой-нибудь Mack, то вырезать тебя из салона будет некому. Да и, к тому же, гидравлические ножницы раздобыть тоже будет негде.
Если что-то пойдет не так, то твой пепелац останется, подобно бодлеровской дохлой лошади, потихонечку разлагаться в кювете или на обочине, пока не оставит после себя тщательно обглоданный местными жителями, выполняющими роль стервятников, ржавый скелет.
"вы помните ли то, что видели мы летом?"(с) |
Сгоревшие остовы разбитых бензовозов, легковушек и микроавтобусов – естественный элемент нигерийского придорожного ландшафта.
Сначала я взялся фотографировать их, потом просто считать, а на третьем десятке прекратил это никчемное занятие и начал вести статистику лишь тех приключений, которые происходили у меня на глазах.
Счет открыл перевозивший образцы местной флоры «Leyland».
Выжимая из прошедшего Крым и Рым двигателя все соки, и радостно виляя разболтанным задом, он лихо обогнал наш крадущийся «пыжик» но, буквально через мгновение, подпрыгнул, как укушенный в жопу мангуст и завалился набок, рассыпая на радость местным ям и батат.
За ним последовал «Ford», не рассчитавший угол поворота и валившийся в кювет не доехав полсотни километров до ближайшего города. Он подарил вездесущим бродягам мешки с пустыми пивными банками.
Вообще, жителям штата Коги в этот день нормально перло. Буквально через 25 километров очередной бедолага прилег на бок, раскидав еще одну порцию овощей по всей дроге, а чуть поодаль тягач, оставленный из-за клинанувшего двигателя «до лучших времен», подвергался неспешному демонтажу представителями местной технической интеллигенции.
Пятым номером в списке стали мы сами.
Где-то на подъездах к земле Ибо стрелка температуры двигателя поползла вверх и я, по глупости, решил взглянуть под капот.
Увиденное мне очень не понравилось – за два часа до заката и больше чем за 200 километров до цели наш генераторный ремень порвался в клочья. На десятки километров вокруг расстилался буш и выбор путей к спасению был невелик.
Мы выключили музыку, открыли окна – кондей, разумеется, тоже престал работать – и помчались до ближайшего поселка.
И вот тут-то Фортуна, видно, отходившая по нужде, вернулась к своим обязанностям – через 20 километров мы въехали в деревню, в которой не только был высококлассный механик, умеющий менять генераторные ремни, но и представитель бизнес-элиты знающий, где искомые ремни добываются.
Пока мы радостно поругивали ковыряющегося под капотом ледащего технаря, Провидение, чтобы окончательно поставить нас на место, продемонстрировало нам, что такое настоящий головняк.
Показавшийся из-за поворота микроавтобус внезапно задергался, как червяк на крючке, заскрипел, и его правое заднее колесо оторвалось с куском полуоси и весело поскакало по обочине.
Показавшийся из-за поворота микроавтобус внезапно задергался, как червяк на крючке, заскрипел, и его правое заднее колесо оторвалось с куском полуоси и весело поскакало по обочине.
Злосчастный автобус еще с хрустом тащился по асфальту, а сбежавшее колесо уже восторженно покатил куда-то расторопный местный житель.
Водитель, перевозивший груз риса, вышел из кабины, оценил размер ущерба, посмотрел в алчные глаза мгновенно собравшихся зевак, явно ждущих наступления сумерек, и горестно сел на придорожный камушек.
Через пятнадцать минут наш новый ремень начал бодренько крутить всякие нужные колесики, мы включили кондиционер, воткнули диск «2Face» и отчалили.