суббота, 12 мая 2012 г.

Нигерия. Йоруба, Ибо, Хауса

В 170-миллионной Нигерии более 250 племен и примерно столько же языков. 
Самые многочисленные – Хауса, Ибо и Йоруба. Описать их в высоконаучном стиле предоставляю какой-нибудь очередной Малышевой, а ежели излагать бессистемно и путанно, то выглядит картина примерно следующим образом.

Шустрые немытые парни цвета отполированного армейского сапога, которые мечутся среди застрявших в пробках машин, продавая воду, телефонные карты, газеты, чипсы из плантана и просто попрошайничая,  это, в большинстве случаев, представители племени Хауса. 

Племя примерно на 80 процентов состоит из мусульман, в доисламских традициях  присутствует  всеобщее поклонение вождю деревни, поэтому в общении Хауса традиционно угодливые, передвигаются на «цырлах», постоянно кланяются и сгибают ножки в коленках.

Хауса говорят на одноименном языке – наиболее распространенном в Абудже и к северу от нее,  их pigeon English практически не воспринимаем на слух.


Хауса составляют основную массу нигерийских военных и полицейских; гражданские в Абудже обменивают валюту на улицах, прилегающих к гостинице “Sheraton”, и барыжат фруктами и сувенирами.


Хауса, в массе своей, «солидные бизнесмены» - будут яростно торговаться, но при расчете не надуют.  Впрочем, те, что помоложе,  бывают не дураки и что-нить стянуть – пока один втирает вам через водительское окошко какие-нибудь носовые платки, второй вполне может открыть заднюю дверцу и обчистить заднее сиденье.

Случается такое, впрочем, нечасто. Да и вообще нужно заметить,  что общий уровень уличной преступности в Абудже гораздо ниже, чем в Барселоне, Риме или в том же Таллине. 

И я говорю даже не о гоп-стопах, которые в принципе случаются крайне редко,  а о самых банальных мелких кражах. Те, кто забывал лэп-топ на переднем сидении BMW X5 где-нибудь в Ласнамяэ, понимают, о чем я.

Племя Ибо называет себя «евреями Африки». В их руках находится значительная доля бизнеса в Нигерии, большая часть которого рано или поздно кончается разорением и банальным аферизмом. Как правило, Ибо светлокожие – это хорошо заметно на фоне остальных африканцев, -  стильно одеваются и говорят на приличном английском. 

Igbo Man (left)
Ибо исконно населяют богатые нефтью штаты в дельте реки Нигер, но качать самим эту нефть им традиционно не разрешают Большие Белые Братья.

Примерно полвека назад Ибо попытались сбросить балласт – они с трендюлями повыгнали всех «понаехавших», забрали себе нефтяные месторождения и основали собственную республику – Биафра.  


Белые Братья от такой наглости охренели; придя в себя, они оперативно затащили в Африку кучу самолетов и пушек, промыли мозги соседним племенам на предмет «единой демократической Нигерии», раздали им милитаристский скарб и пошли отбирать нефть в зад.

Нигерийцы, в массе своей, трусоваты - это далеко не Дагестан. Но в тот раз алчность пересилила врожденную робость и Ибо дали интервентам славный бой. Биафра продержалась три года и заплатила за тысячу дней независимости высокую цену. Гражданская война унесла более двух миллионов жизней одних только мирных жителей - в основном, это были дети, умершие голодной смертью - уже не говоря уже о том, что Юго-Восток Нигерии, бывший до этого сердцем всего континента, превратился в нужник (к слову, остается им до сих пор).

Одна из центральных улиц столицы Биафры
Ибо – глубоко верующие христиане; минимум дважды в неделю они наряжаются в смокинги или национальные костюмы, набиваются в бесчисленные приходы и, хлопая в ладоши и радостно подвывая, скачут под аккомпанемент церковного хора. 

Воскресная церковь
Еще они отчаянные мошенники - именно благодаря им в Нигерии вошло в обиход  всемирно известное выражение «four-one-nine deal», переводящееся на русский как «кидняк». Four-one-nine (419) это номер библейского псалма, в котором верующие просят Создателя «простереть им в этот греховный и лукавый мир руку помощи» - то есть, по простому, подогнать лоха, которого можно «обуть».

Справа - бродячий проповедник
Жалостливые послания, написанные "сексапильными дочерями опальных нигерийских генералов из Либерийского лагеря для беженцев", предлагающими получить отцовские миллионы на ваш личный счет, танкера с  сырой нефтью по «особо выгодной цене», мегавыгодные контракты на строительство аэропорта где-нибудь в Гане – все это классические примеры for-one-nine. Несмотря на очевидную нелепость подобных бизнес-предложений количество терпил не уменьшается – под данным FBI только за 2011 год ущерб от нигерийских «писем счастья» составил несколько миллиардов американских рублей.

Племя Йоруба – это вечный праздник. Если Ибо ищет, где обмануть, Хауса – где поменять доллары или выклянчить, то Йоруба – где потанцевать. Это, наверное, самое интеллигентное племя Нигерии, показывающее лучшие результаты в университетах, наиболее ответственно выполняющее офисную повинность, и при этом имеющее в крови вместо гемоглобина музыку.


Йрубовские певуны без особого напряга вытеснили с танцплощадок всяких там американцев с их псевдоафриканскими мелодиями и лирикой.

Зимой и весною 2012 года все 170 миллионов населения Нигерии - включая и большинство Yinbo - то есть, белых -  лихо отплясывало под «Pakurumo» Wizkid-а, самого известного представителя своего племени.

Едва различимая под пестрым узором незатейливых мелодий печаль (нисколько не темнее, чем у классика), уходящая корнями во времена работорговцев и экзотических трипов к заокеанским плантациям,  в момент проникает под кожу. 

Штат Имо. Нигерия, весна 2012
И когда в дырявых колонках очередного официального такси шустрый лагосский подросток начинает напевать: «Foon Que, Pakurumo, ko jo da-da» («Фун Уке (что значит «данная мне Богом, чтобы заботиться о ней») подойди ближе, ты танцуешь так прекрасно») ты готов отдать таксисту не 300 наира, которые эта черная гадина заломила за проезд, стоящий максимум 200, а все 350...


...для Тани и Вирсавии. Не скучайте!;-)

пятница, 11 мая 2012 г.

И снова Нигерия

Чем больше времени проводишь в Нигерии, тем отчетливее замечаешь, насколько она похожа с Россией. Принципиальных отличий, в самом деле, не так много.

Во-первых, конечно, это погода – в России часто бывает холодно, а в Африке всегда тепло.  Во-вторых, по приезду в Абуджу меняют цвет окружающие тебя прямоходящие – в Африке они черные, а в России – серые.


Остальные дефиниции не столь существенны и сводятся они к особенностям местной кухни да размеру взяток сотрудникам ГИБДД.

И, еще, конечно же - в России всё таскают в авоськах, а в Нигерии  носят на голове. Наверное, именно поэтому российские женщины ходят вразвалочку, а местные – как модели на подиуме.

Пакет с луком
Казалось бы, ну что можно взгромоздить на обычную человеческую макушку, чтобы это не мешало спокойно и не напрягаясь заниматься своими делами? Количество вариантов приближается к бесконечности.

Корзинку с посудой и детскими вещами? - Легко!


Вязанку дров весом в 40 килограмм? - Как здрасьте!


Два десятка матрасов? - Не вопрос!


Может, швейную машинку? - почему бы и нет?


Эта манера транспортировать все на голове с первых дней пребывания в Африке не давала мне покою. С виду  способ выглядит очень доступно - поставил да поволок; некоторые для удобства кладут на башку свернутую наподобие собачьей какашки тряпку, но особо одаренные без лишних канителей ставят объект на макушку и так дефилируют по улицам.

На практике же сделать это совсем не так просто. Насмотревшись на маленьких девочек и ветхих бабушек, которые совершают короткие перебежки с корзинами фруктов, не придерживая их руками, я, как-то раз, решил попробовать повторить этот фокус.


Результат оказался предсказуемым – тяжеленное блюдо с бананами рухнуло на землю, едва я отпустил руки, вызвав гомерический хохот у всех присутствующих, исключая разве что хозяйку этих злосчастных бананов.

За три дня экспериментов я умудрился навернуть коробку с зубными щетками, орехи и швейную машинку.



Пока наконец, на парковке аэропорта Абуджи, это не произошло...




Нигерия. Еще Абуджа


Идея, высказанная в Интернете каким-то «бывалым путешественником», гласящая, что для передвижения по Абудже лучше использовать официальные такси – зеленые с белой полосой – весьма спорна. 

У упомянутых  «официалов» гарантированно не работает ни один прибор - включая и ремень безопасности, ходовая отсутствует по определению, а наличие суицидальных наклонностей, которые распознаются через минуту езды, подтверждаются многочисленными вмятинами и царапинами на зеленых официальных боках. 

Официальные такси
Разумеется, ни один таксист в Абудже не остановится перед красным от бессильного бешенства светофором и уж точно не станет стоять в пробке, а объедет ее по тротуару, сковыривая бампером нерасторопных школяров и вездесущих торговцев.

Пробка
Такси в Абудже доступное -  особенно на фоне невероятных расценок на все остальное. Поездка через весь город в час пик встанет примерно в 600 наира (3 EUR) -  если грамотно торговаться, и в 1000, если позволить черному водителю нажиться на белом клиенте.

Гостницы в Абудже стремные и раздражающе дорогие. В то время, когда Дональд Трамп берет за роскошный пятизвёздочный люкс с видом на Лас-Вегас 180 долларов в сутки, абуджийский «Шератон», до боли напоминающий апартаменты на улице Коминтерна в Мурманске, не стесняясь, лупит 320 американских рублей за мрачный клоповник 

Шератон Абуджа, санузел. 360 USD сутки.



с видом на мусорную кучу.

Вид из окна. Шератон Абуджа.
Ситуация с остальными постоялыми дворами столицы примерно такая же – все, что обходится дешевле 100 евро за ночь, гарантированно вызовет у индивидуумов с неокрепшей психикой культурный шок...

Нигерия. Абуджа


Столица Нигерии, Абуджа – никакая не Африка в полном смысле этого слова.  Тот, кто после посещения Абуджи, говорит, что был в Нигерии, напоминает того, кто влупив кусок сала говорит, что был на Украине.  

На самом деле, Абуджа -  очередной искусственно созданный  посреди чистого поля город; город-офис, навроде Астаны в Казахстане, и Африка там представлена лишь жарой да привычкой местных жителей носить на голове предметы, которые в Европе или России на голове не носят.



Дороги в Абудже широкие и довольно приличные

Гора-слон
госучреждения, коих тут немерено,  напоминают сельсоветы доперестроечной поры, 

Министерство труда
а выполненные из композитных материалов конторы крупных иностранных компаний,– все больше, нефтяных, -  не шибко отличаются от контор в любом другом городе мира.

Нигерийская нефтяная компания
Центр Абуджи занимает внушительных размеров мечеть, слегка уступающая ей в размерах христианская церквовь, гостиница Sheraton и торговый комплекс Silver bird, где продают китайские рубашки Gucci по цене 400 USD за штуку и показывают 3D фильмы в 2D.


В Абудже сухо и жарко, днем температура редко опускается ниже 40 градусов. Воздух полон мельчайших частиц песка, которые приносит из Сахары сезонный ветер. Песок этот напоминает тонкое прозрачное одеяло, благодаря ему на солнце часто можно смотреть, не щуря глаз.

Арахис
Как говорилось выше, качество дорог в Абудже позволяет гонять практически с любой скоростью, при этом каких-либо правил нет в принципе.

Днем, когда на перекрестках вытанцовывают полусумасшедшие от жары регулировщики (Амино Канн в районе Майтама – must see), движение нескончаемого потока тюнигованых внедорожников и в творог развороченных зеленых такси местами подчиняется какой-то системе. 

Перекресток
Но гаишников мало, а к светофорам обычно не подведено электричество, поэтому езда за рулем – это в чистом виде торжество чуйки над законами физики. Машины лезут во все щели как тараканы, и найти свое место в этом хаосе можно только будучи частью коллективного разума. 

Я припоминаю, впрочем, два работающих светофора, но поскольку  часть водителей не знают,  с какой целью эти разноцветные лампочки сменяют друг друга, вреда от них больше, чем пользы...

Летучие собаки на парковке гостиницы "Sheraton"