В 170-миллионной Нигерии более 250 племен и примерно столько же языков.
Самые многочисленные – Хауса, Ибо и Йоруба. Описать их в высоконаучном стиле предоставляю какой-нибудь очередной Малышевой, а ежели излагать бессистемно и путанно, то выглядит картина примерно следующим образом.
Самые многочисленные – Хауса, Ибо и Йоруба. Описать их в высоконаучном стиле предоставляю какой-нибудь очередной Малышевой, а ежели излагать бессистемно и путанно, то выглядит картина примерно следующим образом.
Шустрые немытые парни цвета отполированного армейского сапога, которые мечутся среди застрявших в пробках машин, продавая воду, телефонные карты, газеты, чипсы из плантана и просто попрошайничая, это, в большинстве случаев, представители племени Хауса.
Племя примерно на 80 процентов состоит из мусульман, в доисламских традициях присутствует всеобщее поклонение вождю деревни, поэтому в общении Хауса традиционно угодливые, передвигаются на «цырлах», постоянно кланяются и сгибают ножки в коленках.
Хауса говорят на одноименном языке – наиболее распространенном в Абудже и к северу от нее, их pigeon English практически не воспринимаем на слух.
Хауса составляют основную массу нигерийских военных и полицейских; гражданские в Абудже обменивают валюту на улицах, прилегающих к гостинице “Sheraton”, и барыжат фруктами и сувенирами.
Хауса, в массе своей, «солидные бизнесмены» - будут яростно торговаться, но при расчете не надуют. Впрочем, те, что помоложе, бывают не дураки и что-нить стянуть – пока один втирает вам через водительское окошко какие-нибудь носовые платки, второй вполне может открыть заднюю дверцу и обчистить заднее сиденье.
Случается такое, впрочем, нечасто. Да и вообще нужно заметить, что общий уровень уличной преступности в Абудже гораздо ниже, чем в Барселоне, Риме или в том же Таллине.
И я говорю даже не о гоп-стопах, которые в принципе случаются крайне редко, а о самых банальных мелких кражах. Те, кто забывал лэп-топ на переднем сидении BMW X5 где-нибудь в Ласнамяэ, понимают, о чем я.
Племя Ибо называет себя «евреями Африки». В их руках находится значительная доля бизнеса в Нигерии, большая часть которого рано или поздно кончается разорением и банальным аферизмом. Как правило, Ибо светлокожие – это хорошо заметно на фоне остальных африканцев, - стильно одеваются и говорят на приличном английском.
Igbo Man (left) |
Ибо исконно населяют богатые нефтью штаты в дельте реки Нигер, но качать самим эту нефть им традиционно не разрешают Большие Белые Братья.
Примерно полвека назад Ибо попытались сбросить балласт – они с трендюлями повыгнали всех «понаехавших», забрали себе нефтяные месторождения и основали собственную республику – Биафра.
Белые Братья от такой наглости охренели; придя в себя, они оперативно затащили в Африку кучу самолетов и пушек, промыли мозги соседним племенам на предмет «единой демократической Нигерии», раздали им милитаристский скарб и пошли отбирать нефть в зад.
Нигерийцы, в массе своей, трусоваты - это далеко не Дагестан. Но в тот раз алчность пересилила врожденную робость и Ибо дали интервентам славный бой. Биафра продержалась три года и заплатила за тысячу дней независимости высокую цену. Гражданская война унесла более двух миллионов жизней одних только мирных жителей - в основном, это были дети, умершие голодной смертью - уже не говоря уже о том, что Юго-Восток Нигерии, бывший до этого сердцем всего континента, превратился в нужник (к слову, остается им до сих пор).
Одна из центральных улиц столицы Биафры |
Ибо – глубоко верующие христиане; минимум дважды в неделю они наряжаются в смокинги или национальные костюмы, набиваются в бесчисленные приходы и, хлопая в ладоши и радостно подвывая, скачут под аккомпанемент церковного хора.
Воскресная церковь |
Еще они отчаянные мошенники - именно благодаря им в Нигерии вошло в обиход всемирно известное выражение «four-one-nine deal», переводящееся на русский как «кидняк». Four-one-nine (419) это номер библейского псалма, в котором верующие просят Создателя «простереть им в этот греховный и лукавый мир руку помощи» - то есть, по простому, подогнать лоха, которого можно «обуть».
Справа - бродячий проповедник |
Жалостливые послания, написанные "сексапильными дочерями опальных нигерийских генералов из Либерийского лагеря для беженцев", предлагающими получить отцовские миллионы на ваш личный счет, танкера с сырой нефтью по «особо выгодной цене», мегавыгодные контракты на строительство аэропорта где-нибудь в Гане – все это классические примеры for-one-nine. Несмотря на очевидную нелепость подобных бизнес-предложений количество терпил не уменьшается – под данным FBI только за 2011 год ущерб от нигерийских «писем счастья» составил несколько миллиардов американских рублей.
Племя Йоруба – это вечный праздник. Если Ибо ищет, где обмануть, Хауса – где поменять доллары или выклянчить, то Йоруба – где потанцевать. Это, наверное, самое интеллигентное племя Нигерии, показывающее лучшие результаты в университетах, наиболее ответственно выполняющее офисную повинность, и при этом имеющее в крови вместо гемоглобина музыку.
Йрубовские певуны без особого напряга вытеснили с танцплощадок всяких там американцев с их псевдоафриканскими мелодиями и лирикой.
Зимой и весною 2012 года все 170 миллионов населения Нигерии - включая и большинство Yinbo - то есть, белых - лихо отплясывало под «Pakurumo» Wizkid-а, самого известного представителя своего племени.
Едва различимая под пестрым узором незатейливых мелодий печаль (нисколько не темнее, чем у классика), уходящая корнями во времена работорговцев и экзотических трипов к заокеанским плантациям, в момент проникает под кожу.
Штат Имо. Нигерия, весна 2012 |
И когда в дырявых колонках очередного официального такси шустрый лагосский подросток начинает напевать: «Foon Que, Pakurumo, ko jo da-da» («Фун Уке (что значит «данная мне Богом, чтобы заботиться о ней») подойди ближе, ты танцуешь так прекрасно») ты готов отдать таксисту не 300 наира, которые эта черная гадина заломила за проезд, стоящий максимум 200, а все 350...
...для Тани и Вирсавии. Не скучайте!;-)